Меню сайта
Календарь новостей
«  Декабрь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Пятница, 2024-03-29, 0:07 AM
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Общий заз клуб
Форма входа
Главная » 2006 » Декабрь » 10 » Без шума и пыли
Без шума и пыли
3:42 PM
Бензиновые моторы становятся все экономичнее. «Аппетит» дизельных кажется чудом умеренности. Но вряд ли какой-либо двигатель внутреннего сгорания даже на вершине эволюции уложится в норму расхода 1 л горючего на 100 км в городском режиме. А наш испытуемый смог!

Если быть точным, речь идет не о самом топливе, а об эквиваленте затрат. Ведь для того, чтобы проехать на электромобиле ЗАЗ-1109 сотню километров по городу, необходимо израсходовать 20 кВт/ч, а их стоимость равна цене литра хорошего 95-го бензина.

Краткое напоминание

О конструкции и истории создания этой машины мы уже рассказывали («АЦ» № 1-2’2001 и «АЦ» № 25’2004). Напомним, что работа над украинским электромобилем началась более 30 лет назад, когда в Запорожском ЗМИ создали опытный образец на базе ЗАЗ-968. Однако после некоторых успехов процесс застопорился из-за недостаточного уровня развития технологий производства аккумуляторных батарей.

Возрождение этого движения пришлось на конец прошлого века. В 1994 году «Таврия-Электро» прошла испытания, и ей присвоили индекс ЗАЗ-1109, а в начале 1995 г. опытный образец получил государственные номерные знаки в ГАИ. И лишь несколько недель назад машину оснастили новыми тяговыми свинцово-кислотными батареями, которые приводят в действие электромотор с параллельным возбуждением (производства российского завода «Сарапуль») номинальной мощностью 12,5 кВт и максимальной – 25 кВт.

Прочь от розетки!

Перед поездкой в течение 8 часов под завязку «заправляем» АКБ ЗАЗ-1109. Таких зарядок она выдерживает 400, что обеспечивает суммарный пробег в 40 тыс. км. Для электромобиля это отличный результат. Кстати, для осуществления заряда не нужна специальная зарядная станция. Бортовое зарядное устройство питается от обычной электросети 220 В/10 А.

Вытаскиваем вилку из розетки, сматываем шнур – и в путь.

И тишина…

Поворачиваю ключ зажигания и… ничего не происходит! Нет привычного жужжания мотора, вибрации и всего прочего. Выжав сцепление, включаю первую передачу. При старте нужно просто снять стояночный тормоз и нажать на газ.

Машина беззвучно трогается с места и едет. При выезде со двора приходится то и дело сигналить пешеходам. Ведь единственный шум, который издает «Таврия-Электро» при движении, – шуршание покрышек по асфальту. Довольно вальяжно электромобиль выезжает на проспект и вливается в общий поток. При разгоне и переключении передач приходится ориентироваться по спидометру, ведь мотора практически не слышно. На скорости 30 км/ч включаю вторую передачу, а при 60 – высшую, третью.

По большому счету, можно трогаться и ездить на любой передаче, просто разгонная динамика и расход будут отличаться. Так, на первой скорость ниже, а на третьей из-за повышенной нагрузки больше расход электроэнергии при старте. Но если лень переключаться, то можно все время ездить по городу на «компромиссной» второй передаче.

В пробках достаточно нажать на тормоз, и машина останавливается. Выключать передачу или выжимать сцепление не нужно. То же и при старте. Просто отпустил педаль тормоза, нажал на газ и поехал. Одним словом, алгоритм управления такой же, как у машин с автоматической коробкой передач.

Интересно, что задняя передача включается не рычагом – электромотор кнопкой переключается в режим реверса, и получается, что назад тоже три передачи, как и вперед.

В общем потоке машин динамики вполне достаточно. А вот при обгонах дефицит мощности ощущается остро. Привычно совершить быстрый маневр, проскочить или резво кого-то обогнать не получается. Впрочем, расстояние от перекрестка до перекрестка наш электромобиль проходит вровень с остальными, отставая лишь на скоростных прямых.

Пока еще рано

При среднем годовом пробеге в 20 тыс. км на «заправку» электромобиля придется потратить около 700 грн. В то время как на обычной машине даже с очень низким расходом в 5 л на 100 км – порядка 3 тыс. грн. Однако не следует сбрасывать со счетов стоимость замены батарей. Амортизация батарей в год потянет на 1000 у. е., что практически лишает машину одного из главных козырей – экономичности в эксплуатации. Но не стоит забывать, что это лишь рабочий вариант автомобиля. Исследования продолжаются, и поиск подходящих источников энергии как в Украине, так и за рубежом не прекращается. Ведь остальные «козыри» – экологическая чистота, легкость в управлении и бесшумность – стоят того, чтобы трудиться над преодолением препятствий на пути к серийным электромобилям. Они куда дешевле и проще в изготовлении, чем, скажем, машины с гибридными силовыми установками или на топливных элементах. Да и запасы «черного золота» не безграничны, что отчетливо ощущается на бензозаправках.

ЗАЗ-1109

Общие данные
Тип кузова универсал
Дверей/мест 3/2
Габариты, Д/Ш/В, мм 3708/1554/1410
База, мм 2320
Колея передн./задняя, мм 1234/1290
Клиренс, мм 162
Запас хода, км до 140
Двигатель
Тип электро
Мощность номинальная/максимальная, кВт 12,5/25
Макс. кр. мом., Нм 125
Трансмиссия
Тип привода передний
КПП мех. 3-ст.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние диск./барабан.
Подвеска передняя/задняя незав./полузав.
Шины 155/70 R13
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч 90
Расх. энергии, кВт/ч на 100 км 20 – 25
Периодичность ТО, км 40000

Просмотров: 1614 | Добавил: Roman-2804 | Рейтинг: 3.5/2 |
Всего комментариев: 1
1 Виталий  
0
интересная машинка. интересно, можнов домашних условиях собрать такое чудо?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz